Новости > Антон Глушков: «Уровень независимости и самостоятельности среди строителей вырос»


Антон ГлушковМногие годы за граждан России думали другие: нам казалось или, быть может, мы в то свято верили, что наверху, в отличие от нас, знают, как лучше поступить и какую дорогу выбрать. Но постепенно наше общество начало осознавать, что хочет самостоятельно принимать решения и быть на деле, а не в теории хозяином своей жизни. Так начался переход к демократии. Преодолевая тоталитарное прошлое, шаг за шагом государственная машина начинает отступать на задний план, давая больше свободы действия, укрепляя тем самым позиции гражданского общества. Современная же парадигма формирования такого общества — это постепенная передача институтам гражданского общества функций государства, прежде всего в сфере регулирования тех или иных сфер деятельности. в частности, в строительной отрасли на смену лицензиям, выдававшимся строителям госорганами, пришли свидетельства о допуске к работам за подписью самих строителей, консолидировавшихся в саморегулируемые организации. Сторонники нового института возложили на него большие надежды. Саморегулирование должно стать средством дебюрократизации экономики, институтом защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля и в целом необоснованного вмешательства в рыночные процессы, дать возможность продвижения инициатив строительного сообщества к центру управления. в начале пути эти идеи кто-то из строителей воспринимал с насмешкой, другие, наоборот, были уверены в успехе. а как получилось на самом деле? Какие оценки идее саморегулирования в строительной отрасли дают сами участники строительного рынка? На эти вопросы попытаемся найти ответы в беседе с Председателем Совета НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» Антоном Глушковым.

- До перехода к саморегулированию часто говорили, что власти не слы­шат строителей, что продвигать инициативы профессионального сообще­ства весьма затруднительно. Сейчас что-то изменилось, Антон Николаевич?

- Действительно, до внедрения в отрасль института саморегулирования лоббирование интересов строительного комплекса было косвенным, а потому этот процесс занимал много времени и не всегда заканчивался успехом. При­чина заключается, как я и сказал, в том, что продвижение инициатив и мнений строительного сообщества шло не напрямую, а посредством соглашений с де­путатами Государственной Думы РФ, профильными министерствами и другими подобными способами. Сейчас же у нас появилась возможность идти не огоро­дами, а напрямик.

- То есть голос строителей стал громче? 

- Я бы не сказал, что раньше мы были тихоголосыми. Помните слова из­вестного греческого мыслителя Аристотеля: «Заговори, чтобы я тебя услышал»? Смысл ведь не в том, громко или тихо, главное — выбрать формат подачи своих чаяний, настроить силу убедительности и понимать авторитетность того, кто идет впереди. Теперь строители не выступают поодиночке, теперь это единый фронт, у которого есть свой мощный представитель в лице Национального объединения строителей.

Когда лоббирование косвенное, можно обвинить в необъективности, а когда речь идет о профессиональном лоббировании (здесь важно вкладывать положи­тельную семантику слова «лобби»), это своего рода некий общий, объединяющий голос, к которому нужно прислушиваться и с которым придется считаться. Есте­ственно, мнение одного депутата может быть также важно и весомо, но когда та же самая мысль вложена в уста профессионального объединения, которое явля­ется представителем всего строительного комплекса, отношение совсем иное. Голос получается более авторитетным, значимым. НОСТРОЙ — ЭТО своего рода канал связи, благодаря КОТОРОМУ организации на САМЫХ дальних рубежах могут достучаться до верхушки и обратно. Чтобы в строительной отрасли действительно начали происходить поло­жительные и эффективные изменения, необходимо, чтобы инициатива по мо­дернизации, корректировке существующего положения дел шла снизу, то есть базировалась на активности строительных организаций. И тогда работа будет си­стемной. Пока же у строителей нет профильного министерства на федеральном уровне, отсутствует также иерархия инициативы, когда предприятия объединены в отраслевые объединения, а те — в союзы, а союзы — в Российский союз строите­лей (членство в союзах не обязательно), то и инициативность по нулям. Ситуация начала меняться как раз с внедрением саморегулирования, а именно с образованием Национального объединения строителей. НОСТРОЙ — это своего рода канал связи, благодаря которому организации на самых даль­них рубежах могут достучаться до верхушки и обратно. Это позволяет очень быстро решать важные вопросы и забыть про отправление писем с просьбой разобраться, обратить на себя внимание главы государства. Надежный посред­ник в лице НОСТРОЙ точно донесет все чаяния и предложения строителей, не дав затеряться в ворохе таких же инициатив из других отраслей, например. Ка­нал связи между властью и строителями от Москвы до Дальнего Востока уста­новлен весьма устойчивый. И, кстати, такой формат взаимоотношений позволяет делать объективный срез состояния дел в строительном комплексе России, получать четкое представление о том, что действительно необходимо строителям во всех регионах, а не только в пределах МКАД.

- Саморегулирование по ходу своего становления обрастает функциями, полномочиями. А не возникает ли дублирования некоторых функций, кото­рыми наделены, в частности, профессиональные отраслевые объединения? 

- Этот вопрос поднимался изначально, когда отрасль только переходила к саморегулированию. Вот и 1 марта текущего года на V Всероссийском съезде саморегулируемых организаций тоже говорилось об этом. Как должна выгля­деть форма сотрудничества союзов строителей и саморегулируемых организа­ций строителей?

Участники съезда высказывали на этот счет диаметрально противополож­ные точки зрения. Одни говорили, что Союз строителей выполняет дублирую­щие функции, и это излишне, так как есть Национальное объединение, где кон­солидированы финансовые и административные ресурсы. Другие уверены, что саморегулируемые организации никак не показали себя, функции дублируются с союзом, и никаких дополнительных направлений деятельности нет. Есть мне­ние, что две структуры рано или поздно объединятся, чтобы не делить профес­сиональное сообщество и чтобы в головах было единство. Но есть мнение, что необходимо разграничить функционал СРО и союзов.

На мой взгляд, самые активные силы сегодня сосредоточены в саморегу­лируемых организациях. И очень часто СРО берут на себя несвойственные им функции, хотя функционал СРО четко прописан в Федеральном законе № 315-ФЗ и Градостроительном кодексе РФ. Союзы представлены на территории России по-разному: где-то объединения занимают активную позицию, как, например, в Красноярском крае, а где-то от того, что они есть, строителям нет никакого прока, в других территориях их вообще нет. Кто в таких условиях должен был выступить объединяющей силой, проводником идей?

Эту миссию на себя взяло как раз Национальное объединение строителей. НОСТРОЙ занимается актуальными вопросами, в том числе модернизацией си­стемы технического регулирования и многих других знаковых вещей. Объеди­нение занято этим еще и потому, что решение, например, такого вопроса, как обновление базы техрегулирования, не под силу союзам, поскольку этот про­цесс требует весомой финансовой платформы. К тому же, если оценивать чис­ленные преимущества, то союз объединяет обычно крупных генподрядчиков, а СРО — всех представителей отрасли. Генподрядчиков в СРО — 10-15%, осталь­ные – подрядчики чтобы достичь поставленных правительством задач, развитие строительной отрасли должно быть многовекторным

- Есть попытки внести корректировки в базовый Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», то есть 315-Ф3 от 1 декабря 2007 года, чтобы развести по функционалу союзы и СРО. Как вы думаете, сто­ит ли это делать?

- Надзорные органы строительной отрасли в лице Министерства регио­нального развития РФ и Ростехнадзора не спешат вмешиваться в этот про­цесс, они наблюдают за происходящим. И, как мне кажется, они считают, что в ситуации, кто кого — союзы или СРО, должен победить сильнейший. Если союз нужен профессиональному сообществу, он выживет. А если саморегулируе­мые организации возьмут на себя несвойственные им функции, то, по боль­шому счету, выиграют надзорные органы, так как часть того, чем занимается государство, возьмет на себя в той или иной степени профессиональное со­общество. И возникшая здоровая конкурентная ситуация на руку всем.

- Пожалуй, самый дискуссионный момент в области саморегулиро­вания — это обсуждение надзорных полномочий.

- Ростехнадзор формально осуществляет надзор за деятельностью само­регулируемых организаций. Но практика показала, что эта форма надзора неэффективна. Дело в том, что недобропорядочные саморегулируемые ор­ганизации, на счету которых немалое количество нарушений, по-прежнему в строю и успешно функционируют. В этой связи необходимо корректировать существующий формат надзора, чтобы не запятнать репутацию института са­морегулирования.

Есть идея наделить функциями контроля и надзора Национальное объеди­нение строителей. Но нет однозначного мнения на этот счет. С одной стороны, это хорошо, так как нужно действительно что-то предпринимать, чтобы кон­троль был эффективнее. С другой — получается, что строители своими же ру­ками устанавливают дополнительную надзорную организацию, которая имеет право воздействовать на ту или иную СРО и, в конечном счете, на строитель­ные организации в целом. Лично я не вижу в этом ничего страшного.

Считаю, что наделение Национального объединения такой функцией даст реальные плоды, потому что более заинтересованной организации в борьбе с коммерческими СРО сегодня не существует. Министерство регионального развития, Ростехнадзор — органы, которые должны действовать формально. А чтобы выявить нарушения, необходимо потратить много сил, времени, а при условии, что у государственных органов помимо этого масса дел, то поиск строительных нарушителей и их наказание не является первостепенной зада­чей. Чего не скажешь про Национальное объединение, для которого эта задача является приоритетной.

- А это весьма важно в свете того, что на отрасль государством воз­ложены достаточно масштабные задачи.

- Чтобы достичь поставленных правительством задач, развитие строитель­ной отрасли должно быть многовекторным. Но это непросто, так как существу­ет большая пропасть в понимании проблем строительным сообществом и Ми­нистерством регионального развития РФ. На федеральном уровне пытаются сделать так, чтобы одним документом создать условия для строителей, а те, в свою очередь, начали строить много и быстро. Но такого универсального ре­цепта нет.

Это вопрос дискуссионный, а раз он дискуссионный, то должны быть об­ратная связь и предложения с мест, причем не разобщенные, а консолидиро­ванные. Об этом я уже говорил в начале разговора. Согласитесь, шансы не­велики добиться результата, когда инициативу пытается проводить какая-то одна строительная организация. Когда же это проходит через Национальное объединение, предложение не может потеряться. Ведь у каждой СРО, у каж­дой членской организации есть право спросить: а почему вы на это не отреа­гировали?

НОСТРОЙ — это представительный орган строительного сообщества и фи­нансируется из его средств, и получается, что сообщество само заинтересо­вано в том, чтобы предложить грамотные и эффективные варианты решения проблемы. Нужно не просто говорить, что ФЗ-315 или ФЗ-94 плохие законы, а важно предложить, что предпринять, чтобы стало лучше. Поэтому необходимо формирование рупора, который может грамотно оформить, консолидировать, спросить у всех мнение, объединить, провести мониторинг ситуации, посколь­ку, прежде чем начинать разрабатывать способы решения вопроса, нужно по­нять положение дел.

Ведь посмотрите, ФЗ-94 и ФЗ-315 были разработаны во благо и власти, и строителей, но поскольку не было обратной связи во время разработки доку­ментов, получилось то, что сейчас имеем. Получился теоретический документ, а такие вещи необходимо «на землю опускать». Если каждая СРО будет разрабатывать и руководствоваться своими стандартами, которые к тому же хоть на толику отличаются ОТ рекомендованных на территории России, грош цена такому стандарту. тогда мы вернемся во времена феодальной раздробленности. и в итоге не только не защитим рынок от недобросовестных компаний, но и испортим то хорошее, что сейчас имеем.

- Показательный пример того, что НОСТРОЙ получилось запустить обратную связь, — процесс работы по стандартизации. В 2011 году На­циональное объединение приступило к реализации одного из при­оритетных направлений своей деятельности — разработка и внедрение стандартов для предъявления единых требований к выполнению работ в области строительства и требований к эксплуатационным организа­циям, обслуживающим инженерные системы на объектах капитального строительства. Сейчас многие СРО активно вносят свои предложения по корректировке готовых документов.

- Техрегулирование в России на протяжении лет двадцати находилось в забвении. Не был понятен правовой статус ГОСТов и СНиПов. В свою очередь, стройиндустрия не стояла на месте: появляются новые технологии и матери­алы, что, соответственно, требует постоянного обновления технической доку­ментации. В течение последних пяти лет этому вопросу наконец стали уделять внимание. Но огромное количество документов было невозможно обновить в кратчайшие сроки. Возникла потребность в документе, который бы конкрети­зировал качество работ. Таким документом должны стать стандарты организа­ций. О том, что такой формат документов нужен, никто не спорит, но есть два нюанса.

Во-первых, стандарты — это некая дополнительная добровольная нагруз­ка на профессиональное сообщество. Добропорядочные компании долж­ны согласиться с этими стандартами и понять, что это не обуза, а простой и финансово эффективный способ выполнять работы качественно. Стандарты должны выполнять протекционистскую функцию — защищать добросовестных участников строительного рынка от нарушителей. Ведь они прописывают ми­нимальные требования к организациям, и без соблюдения этих требований качественно выполнять свою работу невозможно.

Во-вторых, стандарты могут работать только при повсеместном их при­менении. Если каждая СРО будет разрабатывать и руководствоваться своими стандартами, которые к тому же хоть на толику отличаются от рекомендован­ных на территории России, грош цена такому стандарту. Тогда мы вернемся во времена феодальной раздробленности. И в итоге не только не защитим рынок от недобросовестных компаний, но и испортим то хорошее, что сейчас имеем. Стандарты должны выполнять протекционистскую функцию — защищать добросовестных участников строительного рынка от нарушителей.

В саморегулируемые организации входит более 80 тысяч строительных предприятий, и стандарты касаются около 20 тысяч из этого числа. Безус­ловно, предусмотреть и увязать воедино все их интересы в один документ сложно. Сделать документ, который бы всем помогал, наносил минимальный вред и всех устраивал, очень непросто. И сейчас стоит сложная задача — раз­работать универсальные документы, которые бы добровольно захотели при­нимать все СРО.

Европейский опыт доказывает, что государственное регулирование сведе­но к минимуму, оно касается только безопасности в строительстве, все осталь­ные аспекты регламентируют именно стандарты. В России действует переход­ная модель. Правовой вектор направлен на разгосударствление — появился институт негосударственной экспертизы, произошла отмена лицензирования и введено саморегулирование и так далее. Но в структуре, к которой привыкли строители, поменять все мгновенно невозможно. В российском строительстве действует разрешительный, а не уведомительный порядок. Когда строитель­ное законодательство перейдет на уведомительный порядок, как в Европе, роль этих стандартов возрастет, поскольку их сознательно устанавливает про­фессиональное сообщество.

- То есть саморегулирование взяло курс на приведение всех аспек­тов к единому знаменателю?

- Основной лейтмотив 2012 года — разработка и продвижение единых под­ходов во всех направлениях работы института: в образовательных программах, в стандартах организаций и так далее. Если до 2012 года каждая СРО строила свою деятельность самостоятельно и имела в неоформившейся системе са­морегулирования собственную точку зрения, то, уверен, с этого года подходы будут унифицированными.

- Когда мы едины, то непобедимы?

- Именно!

- Но это будущее. А если оценить проделанную работу?

- Может быть, мне кажется, но, по крайней мере, очень хочется верить, что за три года саморегулированию удалось предпринять ряд успешных по­пыток разбить комок равнодушия. Ведь раньше строительные компании ду­мали, что от них ничего в мире не зависит. Строители поняли, что от них са­мих многое зависит и что из обязанности, продиктованной законом, можно многое извлечь себе на пользу. К тому же уровень отношения и понимания глубины процессов, запущенных для оздоровления отрасли, стал гораздо выше. Самостоятельность профессионального сообщества, его независи­мость возросли. Так что позитивные тенденции и результаты налицо!

 

Беседовала Варвара Седельникова, газета «Проекты Красноярья»


Дата публикации: 29.05.2012 14:17